Положениек о школьной службе примирения (май 2023)
Ситуации, в которых возможно использование школьных служб примирения:
- Случаи, близкие к криминальным.
- Конфликты детей внутри класса и между группами детей.
- Конфликты между учителем и учащимся.
- Случаи, когда конфликт детей приводит к конфликту родителей.
- Случаи отвержения детей в классе.
- Случаи с разрушенными отношениями в коллективе (классе).
Школьная Служба Примирения (ШСП) – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
Цель ШСП
Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия
Задачи ШСП
- Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера
- Обучение школьников методам урегулирования конфликтов
Требования к ШСП
- Участники конфликта признают своё участие в конфликте.
- Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы.
- Сторонам более 10 лет.
- Информация о конфликте не передается(и не будет передана) в другие структуры: классное собрание, педсовет, совет по профилактике и др.
- Со времени конфликта прошло не более 1-2 месяцев (в противном случае пережитые чувства стираются)
Что дает ШСП родителям?
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ним.
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
Что дает ШСП ученикам?
Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
Научиться убеждать других словами, а не силой.
Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной деятельности.
Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
Начать осваивать новую профессию - медиатор, получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
Лучше понимать сверстников и взрослых.
Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений.
Что дает ШСП педагогам?
Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
Укрепляется роль школьного самоуправления.
Программа примирения не предназначена:
- не является уникальным средством для всех случаев;
- не является воспитательным средством (тем более, после того, как все остальные уже были опробованы) – хотя определенные воспитательные эффекты обычно наблюдаются;
- не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня;
- не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и другим окружением подростков.
игровые способы решения конфликтов