Обычно в школе родители и дети общаются только с учителем и представителями администрации (директором и заместителем по учебной работе). Но для того, чтобы процесс обучения и воспитания был более успешный, в школе еще есть психолог, социальный педагог, завуч по воспитательной работе, педагог-логопед, медицинский работник.
В целом деятельность всех вышеперечисленных специалистов школы можно назвать социально-педагогической. Данная работа направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Она всегда является адресной, направлена на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Социально-педагогическая работа совмещает между собой различные виды деятельности, с использованием разнообразных форм и методов.
Кто такой социальный педагог в школе?
Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей и образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями. Оказывает помощь в адаптации детей в затруднительных условиях, обеспечение нормализацию отношений между учащимися, решении сложных, конфликтных ситуаций.
Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности детей.
Работа социального педагога в школе заключается во взаимодействии с разными людьми и группами:
- детьми «группы риска»;
- родителями;
- правоохранительными органами и др. органами системы профилактики;
- семьями учащихся;
- педагогическим коллективом.
Основными функциями, от которых зависит, чем занимается социальный педагог, являются:
- создание здорового климата в школьном коллективе (внутри классов);
- взаимодействие с семьями учащихся, особенно из «группы риска»
- защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости;
- формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
- оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
- представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
- организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
- организация профилактики и др.
Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:
- социализации подростков;
- профилактика правонарушений, безнадзорности, употребления психоактивных веществ: табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и др.;
- пропаганде здорового образа жизни;
- организации свободного времени: кружками, занятиями спортом, привлечением к волонтерскому делу или участием в социальных проектах.
Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:
- быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти;
- собирать информацию о семье, организовывать социологические опросы и диагностику;
- отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения (по необходимости);
- вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать ребенка на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещения учащихся занятий и их успеваемость, опрашивать соседей, консультировать родителей.
К социальному педагогу можно обратиться за консультацией всем желающим по вопросам воспитания, развития, обеспечения, взаимодействия, сложным ситуациям.