Социальный педагог

Обычно в школе родители и дети общаются только с учителем и представителями администрации (директором и заместителем по учебной работе). Но для того, чтобы процесс обучения и воспитания был более успешный, в школе еще есть психолог, социальный педагог, завуч по воспитательной работе, педагог-логопед, медицинский работник.

В целом деятельность всех вышеперечисленных специалистов школы можно назвать социально-педагогической. Данная работа  направлена  на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Она всегда является адресной, направлена на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Социально-педагогическая работа  совмещает между собой различные виды деятельности, с использованием разнообразных форм и методов.

Кто такой социальный педагог в школе?

Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей и образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями. Оказывает помощь в адаптации детей в затруднительных условиях, обеспечение нормализацию отношений между учащимися, решении сложных, конфликтных ситуаций.

Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности  детей.

Работа социального педагога в школе заключается во взаимодействии с разными людьми и группами:

  • детьми «группы риска»;
  • родителями;
  • правоохранительными органами и др. органами системы профилактики;
  • семьями учащихся;
  • педагогическим коллективом.

Основными функциями, от которых зависит, чем занимается социальный педагог, являются:

  • создание здорового климата в школьном коллективе (внутри классов);
  • взаимодействие с семьями учащихся, особенно из «группы риска»
  • защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости;
  • формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
  • оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
  • представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
  • организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
  • организация профилактики и др.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:

  • социализации подростков;
  • профилактика правонарушений, безнадзорности, употребления психоактивных веществ: табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и др.;
  • пропаганде здорового образа жизни;
  • организации свободного времени: кружками, занятиями спортом, привлечением к волонтерскому делу или участием в социальных проектах.

Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:

  • быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти;
  • собирать информацию о семье, организовывать социологические опросы и диагностику;
  • отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения (по необходимости);
  • вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать ребенка на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещения учащихся занятий и их успеваемость, опрашивать соседей, консультировать родителей.

К  социальному педагогу можно обратиться за консультацией всем желающим по вопросам воспитания, развития, обеспечения, взаимодействия, сложным ситуациям.