Психолого-педагогическая поддержка

sov0

Методические рекомендации для обучающихся и их родителей (законных представителей)

по психолого-педагогической подготовке к государственной итоговой аттестации

 

Авторы-составители:

Канжина Наталья Николаевна,

доцент кафедры педагогики и психологии АО ИОО, канд. биол. наук;

Панкратова Галина Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИОО

 

В период подготовки к выпускным экзаменам всегда у педагогов, обучающихся и их родителей присутствует психологическое напряжение, стресс - это абсолютно нормальная реакция организма. В какой-то степени он даже полезен, положительно сказывается на работоспособности и усиливает умственную деятельность. Но часто мы наблюдаем у выпускников излишнее эмоциональное напряжение, которое оказывает обратное действие, не дает сосредоточиться на подготовке, мешает деятельности, отрицательно сказывается на результатах ГИА.

В подготовке обучающихся к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют детей на выбор предметов, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких баллов. Естественно, трудно найти родителей, которые в преддверии государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) сохраняли бы полное спокойствие: тревожась о предстоящем испытании, не имея реальной возможности контролировать ситуацию, родитель предъявляет ребёнку огромное количество требований, что не только не помогает, но и вызывает психологический дискомфорт выпускника.

 

Рекомендации родителям в период подготовки к государственной итоговой аттестации

  1. Постоянное напоминание об огромной важности экзамена не стимулирует выпускника, а напротив, мешает подготовке. Ребенок и так переживает, стоит немного снизить значимость ситуации. Если выпускник понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, родители поймут и поддержат его в любом случае, это помогает ему чувствовать себя более уверенно. Стоит заранее обсудить с детьми варианты действий, если всё сложится не так, как планировалось, например, выпускник получит меньшее количество баллов на экзамене, чем рассчитывал. Обязательно должны быть «запасные» планы.
  2. Многие родители, желая усилить подготовку детей в предэкзаменационный период, прямыми или косвенными способами провоцируют повышенную тревогу. Постоянные напоминания «опять ты с телефоном, а кто готовиться будет», «не отвлекайся, друзья подождут», «не трать время на безделье» могут действовать разрушительно на конкретного выпускника и провоцировать конфликты в семье.
  3. Отсутствие видимого беспокойства ребёнка по отношению к экзамену также часто негативно воспринимается родителями и интерпретируется как безответственность. Не стоит забывать, что ребёнка контролируют ещё и учителя, он скорее всего уже ознакомлен с процедурой проведения ГИА и с основными типами заданий, его спокойствие может быть связана с уверенностью в собственных силах. Родитель может обсудить с сыном или дочерью свои переживания, предложить вместе посмотреть демо-версию или решить пробный вариант, чтобы убедиться, что ребенок не переоценивает свои силы.
  4. Нередко дополнительную нервозность нагнетают рассуждения родителей выпускников о неправильности и ненужности определенных форм итоговой аттестации, неадекватные и нереалистические установки по поводу ГИА, ярко выраженные предубеждения, искаженная пугающая информация, полученная родителями от знакомых. Лучше постараться меньше обсуждать тему экзаменов с посторонними людьми, особенно в интернете, не верить слухам и обязательно проверять любую информацию.
  5. Многие родители очень смутно представляют себе, что такое ГИА в современном варианте. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре экзаменов, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.
  6. Поддерживая выпускника в предэкзаменационный период, стоит опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов, не припоминать старые ошибки и неудачи.
  7. Важно знать особенности своего ребенка, чтобы помочь ему выработать индивидуальную стратегию деятельности как при подготовке, так и во время экзамена. Более интенсивно готовиться утром или вечером? Делать перерывы почаще, чтобы не переутомляться, или заниматься подольше, чтобы не отвлекаться? Помогать выпускнику выстроить режим подготовки или не вмешиваться и предоставить самостоятельность? Ответы на эти вопросы будут разными, и искать их стоит родителям вместе с сыном или дочерью.
  8. Студенты, уже успешно сдавшие экзамены и поступившие в вузы, на вопрос анкеты «Что бы вы пожелали родителям сегодняшних одиннадцатиклассников» ответили: терпения, спокойствия (52 %); доверять своим детям (46 %); всегда поддержать своего ребёнка, независимо от результата (60 %); входить в положение своего ребёнка и не дергать его (80 %); не показывать своего волнения, так как оно передаётся ребёнку (88%).

 

Рекомендации обучающимся при подготовке к государственной итоговой аттестации

  1. Определись с тем, какие экзамены тебе надо сдавать. Не хватайся за все экзамены подряд, выбери те, которые точно пригодятся тебе при поступлении. Для этого посмотри сайты различных вузов с выбранными тобой специальностями (если до сих пор ты еще не знаешь, куда дальше ты пойдешь учиться, то сейчас настало время определиться с этим). Чаще всего экзамены на смежные специальности повторяются, в некоторых вузах есть взаимозаменяемые специальности (например, информатика/физика). Подойди к этому серьезно, чтобы в дальнейшем не распылять свои усилия и сосредоточиться на подготовке в выбранных направлениях. Оптимально выбрать 3-4 экзамена.
  2. Реши для себя, что экзамены – это твоя ответственность. Именно тебе надо закончить школу и поступить на выбранную специальность. Никто другой не сможет это сделать за тебя. Но это не значит, что ты не можешь сотрудничать с родителями и учителями в процессе подготовки к ГИА. Обязательно обсуждай с ними свои планы, затруднения; озвучивай, в чем тебе нужна помощь, а в каких вопросах ты справишься сам. Также вы можете объединится с одноклассниками в процессе подготовки к экзаменам, если, пересказывая и слушая другого, тебе комфортнее усваивать материал. Выбирай именно те ресурсы, которые больше подходят тебе. Настройся, что сдать экзамены не просто, но ты с этим справишься.
  3. Обязательно планируй подготовку к экзамену. Подойти к планированию рационально: по каждому из экзаменов оцени:
  • объем информации (посоветуйся по этому вопросу с учителем-предметником),
  • объем времени для подготовки (сколько месяцев, дней осталось до экзаменов),
  • равномерно распредели нагрузку (имей ввиду, лучше последний месяц перед экзаменом посвятить повторению);
  • запиши конкретные разделы и темы для изучения.

Про планирование говорят не только взрослые, но и твои сверстники, которые успешно сдали экзамены, поэтому не пренебрегай этим пунктом.

  1. Для того, чтобы отследить свой прогресс, заведи ежедневник, планировшик, нарисуй плакат, т.е. любым способом визуализируй свой план, сделай его наглядным. Отмечая пункты, которые уже выполнил, ты сможешь почувствовать себя более уверенным и успешным, а также систематически и постепенно осваивать предмет. Если ты предполагаешь, что тебе сложно будет каждый день самостоятельно приступать к занятиям, возьми себе в помощники родителей (договоритесь, что они будут тебе напоминать о занятиях условным сигналом) или приложения на телефоне (которые будут посылать SMS или звуковые «напоминалки»). Это поможет тебе себя дисциплинировать.
  2. Определись, каким способом тебе лучше осваивать материал. Конечно, в школе на уроках учителя организуют работу по подготовке к ГИА, но при внеурочной подготовке ориентируйся на свои особенности. Ты можешь:
  • использовать при подготовке различного рода решебники, книги;
  • готовиться через вебинары, либо бесплатные (которых уже очень много, например, в YOU TUBE), либо платные в он-лайн школах подготовки в ГИА (обязательно выбирайте ресурс совместно с родителями, рассмотрите разные варианты, почитайте отзывы);
  • использовать официальные сайты для тренировки в решении вариантов, например, сайт ФИПИ;
  • установить приложения на телефоне, в которых содержится необходимый материал для изучения;
  • посещать очно специальные групповые курсы по подготовке к экзаменам;
  • работать с репетитором индивидуально.

Возможно использовать в своей подготовке к экзаменам и сочетание всех этих способов подготовки. Важно соотнести это с твоими временными и материальными ресурсами.

  1. При подготовке к экзаменам используй различные приёмы, которые помогут тебе легче и лучше осваивать материал. Вот некоторые из них:
  • делай сначала самое сложные для себя задания, затем переходи к более легким, таким образом ты более качественно распределишь свою энергию на каждом занятии;
  • используй мнемотехники для запоминания материала;
  • запиши на диктофон то, что тебе надо выучить и слушай эти записи в каждый удобный момент вместо музыки;
  • в самом начале выучи то, что обязательно пригодится на экзамене (необходимые формулы, правила, законы) и постоянно повторяй их;
  • обязательно уделяй должное внимание практике: решай задачи, делай упражнения и т.д., так ты сможешь постепенно развивать узкопрофильные навыки.
  1. Организуй свою подготовку так, чтобы учеба сочеталась с отдыхом. При планировании подготовки обязательно выделяй время на отдых, на свое хобби. Убери из своей жизни отвлекающие факторы: убери приложения социальных сетей с телефона, выйди из многочисленных групп и т.д. Ты увидишь, сколько времени освободиться для учебы и отдыха. Продумай, как ты организуешь свой отдых, что помогает тебе поднять настроение, физически и психологически расслабится.
  2. Поддерживай свой позитивный настрой, настройся на успех. Да, экзамены – это стрессовый фактор, но помни, что любым стрессом можно управлять. Возьми себе на заметку следующие советы:
  • не позволяй негативным мыслям овладеть тобой, сознательно переключайся на позитив;
  • нас пугает неизвестность, поэтому как можно больше узнай о самой процедуре прохождения экзамена, попробуй несколько раз поучаствовать в репетиции экзамена с последующим анализом (какие трудности возникли, в какие моменты ты растерялся и т.д.), выбери свой оптимальный темп работы на экзамене;
  • изучи несколько приёмов, помогающих снять излишнее волнение и мандраж, потренируйся их использовать в своей повседневной жизни;
  • совместно с родителями обсудите возможные сценарии развития событий и продумайте ваши действия при каждом из них, ведь экзамены – это все лишь одно из многочисленных жизненных препятствий, которые тебе придется преодолеть в своей жизни;
  • если ты чувствуешь, что окружающие вас люди начинают «нагнетать обстановку», не поддавайся этому настроению, прямо поговори с этими людьми и объясни, что такой настрой не способствует продуктивной подготовке к экзаменам.